Евгений Попов: «Позиция, а не оппозиция»

Попов Евгений Анатольевич
Фев 27 2019
В "Литературной газете" опубликовано интервью с писателем, руководителем творческого семинара на Высших литературных курсах Евгением Анатольевичем Поповым.

Послание Владимира Путина Федеральному собранию – достойный инфоповод, чтобы поговорить о проблемах государства и общества. На вопросы «ЛГ» отвечает президент Русского ПЕН-центра – правозащитной писательской организации – Евгений Попов.

– Евгений Анатольевич, одна из самых обсуждаемых тем сегодня – Послание Президента Федеральному собранию. Вы были в Гостином Дворе. Можете прокомментировать содержание Послания? Что показалось вам наиболее значимым?

– Я живу в своей стране вот уже 73 года и с сожалением констатирую, что Россия устроена так: пока начальник не скажет, чиновник не почешется. Президент Путин начал своё Послание со слов о «сбережении народа», что, по его мнению, является высшей из всех наших государственных задач. А что? Кто-то с этим не согласен? Лично я рад, что президент говорил конкретно – с цифрами и выкладками – о реальных бедах и проблемах простых граждан России, о реальных планах по преодолению общего неблагополучия, которое ощущает каждый из нас, каждый из здравомыслящих, а не зажравшихся, заворовавшихся или, наоборот, страстно протестующих против всего на свете. Больше детей – меньше налогов, перерасчёт пенсий, ипотечные каникулы для потерявших работу, соцконтракт для совсем бедных, медпомощь, преодоление «мусорной проблемы»…

Убедительно звучало и то, что время для этого пришло только сейчас, когда страна хоть немного, но всё же разбогатела. Кстати, «сбережение народа» – это термин великого Солженицына, фраза, которую в своё время весомая часть «прогрессивной общественности» восприняла со смехом и весельем – дескать, выжил дедушка из ума. Я, конечно же, не политик и не политолог, чтобы «комментировать», но я своим умом полагаю, что содержание этого Послания заключается в ясном посыле «власть имущим» страны и примазавшимся к ним: «Запомните, что сейчас линия будет такая: «Государство для народа, а не народ для государства». И те из чиновников, до кого эта простая мысль не дойдёт, горько об этом пожалеют. Надеюсь, что творящийся «от Москвы до самых до окраин» чиновничий беспредел, сопровождающийся воровством, коррупцией, идиотскими действиями и поступками, которые вполне могут привести к «бунту бессмысленному и беспощадному», прекратится. Хотя бы на время. До нового «послания». Это и есть эволюция, противостоящая разрушению. «Каждый закон, каждый шаг правительства должен быть на это направлен», – говорил когда-то Солженицын.

– Говоря об образовании, президент отметил, что в школьных программах «важно отразить приоритеты научно-технологического развития страны». Получается, гуманитарные науки оказываются на втором плане? Как это повлияет на новое поколение россиян?

– Будет «научно-технологическое развитие страны», расцветут и гуманитарные науки, являющиеся составной частью такого развития. Новое поколение россиян живёт по собственному уму и опыту, а не по школьным программам. Оно научилось различать, когда ему пудрят мозги, а когда действительно предлагают дело делать. Кстати, «физики и лирики» нового поколения гораздо теснее соприкасаются, чем при «шестидесятниках». Например, соавтором замечательной книги известного гуманитария Олега Лекманова о Венедикте Ерофееве является физик Илья Симановский. Создаются новые театры, даже снимаются «за копейки» фильмы. Библиотеки полны. Не всё так просто. Они, не ведавшие советской власти и понаслышке знающие, что такое тоталитаризм, совсем другие и, кажется, начинают понимать, что мир вовсе не чёрно-белый.

– Как вы считаете, какие проблемы нашей культуры необходимо решать на государственном уровне?

– Реально наказывать за каждый случай нарушения статьи 29 Конституции РФ о свободе слова и запрете цензуры. Принять, наконец, закон о творческих союзах. Создать общественные советы для выделения грантов и стипендий этим союзам и другим объектам культуры. А то получается, что какому-нибудь режиссёру по блату, пользуясь его близостью к власти, выделяют бессчётное количество денег, а потом гневаются, что он их профукал. Человек слаб, даже если он «деятель культуры».

– Расскажите о деятельности Русского ПЕН-центра. Взаимодействуете ли вы с коллегами из Международного ПЕНа? И что нужно сделать, чтобы писатель в России чувствовал себя защищённым?

– Русский ПЕН-центр, правозащитная писательская организация, детище перестройки, существует в России с 1989 года, и на сегодняшний день в нём насчитывается более 350 прозаиков, поэтов, эссеистов, драматургов. Мы входим в систему Международного ПЕН-клуба, но идеологически и финансово абсолютно автономны. В Русском ПЕН-центре состояли Василий Аксёнов, Виктор Астафьев, Белла Ахмадулина, Андрей Битов, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Владимир Маканин, Булат Окуджава, Анатолий Рыбаков. И сегодня в нашей организации Лев Аннинский, Алексей Варламов, Игорь Волгин, Александр Городницкий, Борис Евсеев, Владислав Карпенко, Константин Кедров, Юрий Кублановский, Михаил Кураев, Валентин Курбатов, Юнна Мориц, Людмила Петрушевская, Валерий Попов, Эдуард Русаков, Татьяна Толстая, Саша Соколов, Сергей Чупринин, Олег Чухонцев.

За последние два года Русский ПЕН сильно помолодел – в него охотно вступают известные литераторы нового поколения. Вот имена восходящих звёзд русской литературы, живущих в разных городах нашей огромной страны: Марина Ахмедова, Евгения Декина, Александр Киров, Виктория Лебедева, Даниэль Орлов, Александр Снегирёв, Роман Сенчин, Михаил Стрельцов.

Мы против экстремизма, против превращения нашего ПЕН-центра в оппозиционную политическую партию, к чему нас упорно склоняли некоторые одиозные персоны, покинувшие нашу организацию (а то и Россию!) и зачастую поющие с чужого голоса. Вот почему мы выступили с резкой критикой инициированного ими доклада «Жёсткое подавление свободы слова в России в 2012–2018 гг.», считая, что он тенденциозен, ангажирован, намеренно вводит в заблуждение мировую общественность, искажает и оглупляет сложные процессы, происходящие в нашей стране. Согласно Хартии Международного ПЕН-клуба, которую ещё в 1921 году благословил Джон Голсуорси, мы, в отличие от наших оппонентов, действуем в правовом поле, «поверх барьеров», пытаемся помочь любому творческому человеку, каждому из «униженных и оскорблённых», вне зависимости от его убеждений, партийности и национальности. Но при этом не требуем непременной, зачастую демонстративной конфронтации с властями, а терпеливо взываем к милосердию. Это очень трудно, это большая работа, но мы пытаемся тщательно проверять все факты очередного инцидента.

За 2017–2018 годы нами было сделано более 80 заявлений и обращений о запретах свободы слова, преследованиях, попытках ввести цензуру, ограничить профессиональную работу писателей и журналистов у нас в стране и за рубежом. Недавно мы помогли спасти Дом-музей крупнейшего русского поэта Павла Васильева в Казахстане, принимали деятельное участие в судьбе физика Валентина Данилова, мы просили смягчить участь кинорежиссёра Олега Сенцова, осуждённого в России, и освободить Кирилла Вышинского, сидящего в украинской тюрьме. Мы выступали в защиту Вячеслава Титова (Литва), Юрия Алексеева (Латвия), Оюба Титиева (Грозный), Игоря Нагавкина (Калач-на-Дону), Дмитрия Алимкина, Юрия Павловца, Сергея Шиптенко (Беларусь) и других. Не буду преувеличивать авторитет ПЕН-центра, однако наши хлопоты не всегда, но весьма часто приводят к реальному положительному результату. Дело в том, что Россия, в отличие от многих других стран, – страна литературоцентричная, и слово известного писателя у нас до сих пор значит очень многое, больше, чем даже, извините, слово журналиста или блогера. Мы независимы от любых политических сил, но далеки и от конформизма.

Мы помним о том, что ещё советские диссиденты 60-х годов требовали от властей в первую очередь соблюдать собственную Конституцию. Мы тоже требуем от власти соблюдать законы, но при этом и сами не должны нарушать их. Мы тесно взаимодействуем со многими другими национальными ПЕН-центрами и Международным ПЕН-клубом. Подчёркиваю ещё раз – мы автономны и независимы. Нам, например, не нравится усилившаяся политизация некоторых ПЕН-центров, пытающихся во всех бедах человечества обвинить Россию, не нравится их диктат и даже нарушения устава, но мы решаем все проблемные вопросы путём переговоров и дискуссий.

Ну а чтобы писатель в России чувствовал себя защищённым, его нужно защищать всегда, если он, конечно, не нарушает Конституцию и Уголовный кодекс. Это, кстати, касается не только российских писателей. Нигде в мире нет стопроцентной справедливости и свободы слова. Иначе зачем бы существовал ПЕН-клуб.

– Последнее время много говорится о необходимости вернуть писателя в реестр профессий. Как вы считаете, возможно ли это? И как в таком случае определять, профессиональный писатель или нет?

– Это возможно, но трудно. За годы «свободы» все существующие союзы писателей напринимали в свои ряды дикое количество графоманов. Единое экспертное сообщество, априорно состоящее из известных и уважаемых личностей разных литературных направлений, вполне способно определить – «чайник» ты или профессиональный писатель, хотя и нуждающийся в поддержке.


«ЛГ»-досье

Евгений Анатольевич Попов родился в 1946 году в Красноярске. Автор 20 книг прозы, переведённой на множество языков, лауреат многочисленных литературных премий. Был исключён из Союза писателей СССР за создание неподцензурного альманаха «Метрóполь» (1979). Один из основателей (с 1989) и президент Русского ПЕН-центра (с 2016), ассоциированный член Шведского ПЕН-центра (с 1980), секретарь Союза писателей Москвы. Заслуженный работник культуры РФ.