Мариэтта Чудакова: «Большинство россиян не привыкли думать»

Апр 14 2018
Информационное агентство "Великий Новгород" опубликовало интервью с известным литературоведом и общественным деятелем, профессором Литературного института Мариэттой Омаровной Чудаковой.

В Великом Новгороде не так давно побывала известный учёный-литературовед Мариэтта Чудакова. Она ездит по всей стране уже не один десяток лет и дарит книги местным библиотекам. Добралась, наконец, и до Новгородчины. Книги Мариэтта Чудакова привозит разные: и свои, которые покупает сама же, и подаренные издательствами, а также семьей Корнея Чуковского - специально для этой цели.

– Мариэтта Омаровна, с какой целью вы приехали к нам?

– Если ты гражданка России, то надо как-то задумываться о том, какие будут новые поколения. Социологи очень серьёзно изучают наш электорат. Бог знает, что отвечает наш электорат на вопросы некоторые серьёзные. Ну, например, меня недавно потряс ответ: 70% наших людей объявили, что их не интересуют их права – права личности и их не интересуют свободные СМИ. Это их совершенно не волнует.

Моя задача личная, чтобы сегодняшнее поколение через несколько лет стало другим, чем их родители, бабушки и дедушки. Вот и всё.

– Какими вы хотите их видеть?

– Чтобы они знали, что они в России у себя дома, а не у чужого дома на краю лавки в хате. Вот я хотела бы воспитать это чувство. Ради этого я написала детский детектив «Дела и ужасы Жени Осинкиной». Где описала Россию наглядно. Это только те места, которые я проехала на машине. Это все описано не «с потолка», а реально. И я показываю там, пытаюсь, чтобы у них возникло чувство, что это бескрайняя в мире страна – их, а не чужого дядьки, который ими управляет.

– Вы продолжаете писать…

– Я написала для словесников 2 года назад «Литература в школе: читаем или проходим?», как мимо забора. Потом я написала несколько лет назад книгу «Егор», у которой уже 3 издания. Я не для того, чтобы хвалиться, а как факт говорю: я у издательств не взяла ни рубля, все эти 3 издания я покупаю и развожу по России. Две тысячи экземпляров развезла уже, потому что я считаю, что о 90-х годах надо знать правду, наконец-то, и о роли Гайдара, и о роли Бориса Николаевича Ельцина, которого я ставлю рядом с Александром II как историческим деятелем. У нас совершенно царит несправедливость «помоишная», извините. Мы не умеем ценить своих. У нас такое у русского человека обыкновение – затаптывать своих вместо того, чтобы восхищаться.

– Мариэтта Омаровна, как вы оцениваете современную Россию»?

– Что вы хотите меня под монастырь подвести?! Нет. Я не буду ее оценивать, вы уж сами оценивайте. Я достаточно оцениваю. Моя точка зрения известна.

– А почему такое равнодушие царит сейчас?

– Я не считаю, что мой народ весь равнодушный, совершенно нет. Большинство людей не привыкли думать. Я сейчас буду выпускать книжку, она у меня написана уже для подростков «Хочешь научиться думать?». Люди не привыкли ДУМАТЬ. Их отучали старательно. Или додумывают до середины.

Вот приведу один пример. У нас в Москве шумная была история. Три матери, взбешенные, прибежали в департамент образования к чиновникам. И начали: «как вы можете задавать детям стихи, которых они не понимают и плачут по ночам, просыпаясь?!» Те: «какое стихотворение?». Первая строка стихотворения, в которой дети не понимали ни слова: «унылая» не понимали, «пора» не понимали, «очей» не понимали, «очарованье» не понимали. Эти женщины мысль свою додумали до середины. Если бы они додумали до конца, они бы друг на друга посмотрели и сказали: «бабы, мы чё хотим-то? Чтобы Пушкина изъяли из школьной программы, что ли?». Они бы остановились, они бы поняли, что должны своим детям значение этих слов рассказать вместо того, чтобы к чиновникам бегать. И вот это царит всё время. Обратите внимание на любые разговоры: один говорит, другой (у него на лице написано) уже составил возражение, он ждёт, когда ты, наконец, замолчишь, чтобы я тебе возразил. Тогда как диалог должен совершенно иначе строиться: один говорит, другой обдумывает его слова, полминуты они размышляют, потом тот говорит. У нас такого диалога вы не найдёте днём с огнём, я пытаюсь школьников выучить такому диалогу.

P.S.: Мариэтта Омаровна активно общается и с детьми. Вот что она пыталась до них донести, когда приезжала в Великий Новгород:

Мариэтта Чудакова: Вы скажете: зачем мне знать значение слова, которое я никогда не буду употреблять? Вы открываете Чехова, Пушкина, Толстого, если вы на странице встречаете 3 слова, значений которых вы не знаете, для вас пропала эта страница – вы её не понимаете. Мы, филологи, говорим, что язык делится на активный запас, которым мы каждый день пользуемся, и пассивный, который мы просто знаем. Если вы не будете над расширением своего словаря работать, у вас на всю жизнь останется запас, который сегодня, а он примерно 150 слов. Но это довольно глупо. Вы тогда будете сильно проигрывать, поступая на работу, в конкуренции с другими людьми, у которых гораздо больший запас, чем у вас. 5-7 минут говоришь с человеком и сразу видно, какой у него запас. А как расширять его? Есть простой рецепт: если вам встретилось незнакомое слово, вы должны не позже завтрашнего вечера посмотреть значение этого слова в словаре, если опоздаете, оно уже выветривается из памяти, вы никогда к нему не вернетесь. Я советую: завести словарик и каждый день вписывать значение слова нового, которое вы узнали. И вы увидите через 2 недели – сами ахнете, сколько у вас прибавилось слов. Это очень интересный процесс. Многие школьники это делают, это их захватило.

Наверное, вы тоже слышите: ой, нас «затопляют» английские слова. Открою вам секрет: если почва родного языка прочная, а это означает, что вы знаете исконно русские слова, то никакие иноязычные заимствования нам не страшны.

Читать полностью >>>