Мир Айтматова

У великого поэта Расула Гамзатова есть такие мысли: "Если тебя спрашивают, кто ты такой, ты должен показывать свой паспорт, а когда спрашивают, откуда родом, ты должен называть имена великих людей своего народа". Мы, киргизы, можем гордиться, что мы родом с великих гор земли Манаса Великодушного. Что мы родом с Иссык-Куля, и нет красок и слов, способных описать его красоту. Что мы можем сказать гордо: "Мы родом из Киргизстана - родины Чингиза Айтматова". Через него мир признал нас. Его имя, пожалуй, единственное, что можно поставить рядом с названием нашей республики.

"В начале было слово". Только оно может пробудить что-то в человеческой душе, а киргизы - один из редких народов, которые трепетно и глубоко относились к его величию. Предки оставили нам в наследство не архитектурные сооружения, подобные Колизею и Тадж-Махалу, а монументальное творение народного духа и храм национальной души - эпос "Манас". Он сыграл в сохранении нации не меньшую роль, чем Великая китайская стена в сохранении китайского народа. Феномен эпоса заключается в том, что все его сказители - манасчи - связывали начало своей творческой деятельности со сновидением или наитием свыше. До этого они не знали даже содержания эпоса и не имели высокого сказительского дара.

Глубоко осмыслив древнюю народную эпическую традицию, проникнувшись высоким духом, Чингиз Торекулович стал ее прямым продолжателем и наследником в современных условиях. Поэтому, резюмируя его произведения, можно получить следующую квинтэссенцию или пять заповедей Айтматова.

Беречь природу

Своей философией Айтматов выступает как защитник земли и природы и делится открытой им истиной. Людям не дано переделать планету, но можно воспитать человека, его совесть, разум, и нравы. Главное наследство в мире - не богатство, не солнце и даже не земля, а слово. Бог обращается к человеку через него. Значит, прежде чем защищать планету, человек должен возродить духовность и защитить слово.

Читать дальше...