О заседании ЛИТО “Точки” при Совете по прозе Союза писателей России 19 декабря 2014 г.

Руководитель семинара 
пятница, 19 декабря, 2014 (Весь день)

О заседании ЛИТО “Точки” при Совете по прозе Союза писателей России 19 декабря 2014 г.

 

Открыл заседание М.М. Попов – председатель Совета по прозе Союза писателей России.

В своём выступлении Михаил Михайлович отметил, что приближается первая годовщина работы ЛИТО “Точки” в рамках Совета по прозе СП России. Энтузиазм, ответственность участников приятно радует. Это особенно важно, т.к. в настоящее время многое быстро возникает, и так же быстро исчезает.

Когда начинали занятия здесь, в этом здании на Комсомольском проспекте, не было уверенности в том, что оно будет по-прежнему принадлежать Союзу писателей России. Однако удалось отстоять. И тот заряд энергии, с которым проходили здесь наши заседания, думаю, опосредованно помог этому.

А.В. Воронцов – руководитель ЛИТО “Точки”, доцент кафедры творчества Литературного института имени А.М. Горького, обратил внимание собравшихся, что каждое заседание «Точек», которое проходило на Комсомольском проспекте, 13, а также на Тверском бульваре, 25, было посвящено обсуждениям новых книг участников ЛИТО, вёрсток, проектов. Обсуждались и сборники «Точки»-1 и «Точки»-2. Теперь, подводя итоги за год, можно с уверенностью сказать, что наше объединение было создано не напрасно. В настоящее время готовится третий сборник «Точек».  На сегодняшний день это рассказы 21-го автора, в основном студентов и выпускников Литинститута и ВЛК. Новым в сборнике будет распределение материалов по рубрикам или тематическим разделам.

Раздел “Сладости жизни”, озаглавленный по названию рассказа Антонины Спиридоновой, охватывает широкий круг тем жизненных ситуаций и проблем, в том числе и не всегда сладких.

2-й раздел – рассказы, в основе которых лежат путешествия или перемещения в пространстве. Я назвал его по рассказу Светланы Кругловой “Я завтра уезжаю в N…”.

3-й раздел – «Птицы в городе» (по названию эссе Ольги Кузьмичевой-Дробышевской): это своеобразная метафора человеческой жизни в нынешнее время.

4- й раздел – юмор и ирония. Этот блок получил своё название от рассказа Людмилы Комаровой “Так больше продолжаться не может”.

Но сегодняшнее наше заседание мы посвящаем не «Точкам», а презентации дебютной книжки выпускницы ВЛК, моей ученицы Анны Зориной (псевдоним Екатерины Осориной) со страшным для нашей сырьевой экономики названием “Прощай, бензин!”. Эта книга неожиданная. Мы знаем Екатерину  как психологического прозаика, склонного к фантастике и даже мистике, в этой же повести она проявила себя как автор технической тематики, пропагандируя экологически чистый вид транспорта – электромобили. Причем речь идет не об известных всем «электротихоходах», а о скоростных карах представительского класса, о которых многие полагают, что они существуют только в фантастических романах. Нет, это уже реальность, правда, пока весьма дорогая.

Если предположить, что «Прощай, бензин!» − вещь «заказная», то возникает естественный вопрос: не отступил ли автор от своих художественных принципов? Этот вопрос в литературе до сих пор остаётся открытым. Вспомним такой хрестоматийный пример, как роман, “12 стульев” Ильфа и Петрова, написанный по заказу «Союза воинствующих безбожников». Стало быть, и главным героем должен был стать расстрига отец Федор, а не Бендер и Воробьянинов. Но хитрые авторы незаметно провели «рокировочку», и атеистическая тема отошла на задний план. Можно сказать, что художественная составляющая в заказных книгах во многом зависит от изобретательности и даже хитрости авторов. Кроме этого,  писатель и не должен всегда быть автором шедевров. Для шедевра нужен определенный «разгон пера». Работа издательств, журналов, в которых далеко не все публикации являются бриллиантами, показывает, что крупные камни лучше смотрятся в окружении алмазной россыпи, золотой и серебряной огранки.

Что касается повести Анны Зориной, то независимо от того, написана она по заказу или нет, следует отметить, что написана она хорошо, интересно, с большим чувством иронии. Важно отметить, что это первая книжка Екатерины Осориной. У нее есть недостатки, но в целом она, на мой взгляд, удалась. Хотелось бы услышать ваше мнение о книге, - и, конечно, в контексте всего творчества Екатерины: ведь она представила на обсуждение и другие опубликованные произведения.

Заседание продолжает ведущая (выпускница ВЛК, участница ЛИТО “Точки”) Н.А. Кромина. Она обращает внимание собравшихся на иллюстрации к книге, созданных дизайнером и художником, выпускницей Британской школы искусств, Надеждой Артемьевой.

На вопрос ведущей о том, как создавалась книга, Е. Осорина рассказала, что у неё не было задачи прорекламировать электромобиль «Тесла», а хотелось рассказать забавные истории о людях, которые встречаются с чем-то новым, не боятся пробовать. Биография Никола Теслы, образ современного Леонардо де Винчи – Элона Маска, её очень заинтересовали. Захотелось каким-то образом их черты перенести на героев книги.

После этого в программе − музыкальный номер. Звучит соната для арфы Кренека.

В ходе обсуждения книги «Прощай, бензин!» были высказаны такие мнения:

Н.А. Кромина: Понравилось отношение героя повести, Олега Максимова, к бизнесу как к искусству. В своей книге Анна Зорина даёт нам некий срез современной жизни успешных людей. С большим уважением она рисует образ главного героя, с иронией - скучающих менеджеров средней руки, с мягким сочувствующим юмором тех, кто пробился из низов. С присущим ей мастерством, Зорина описывает и саму «Теслу». Книга написана хорошим, ровным языком, повествование ведётся ровно, неспешно, логично. И всё же, несмотря на все достоинства, мне кажется, автор не дотягивает до той планки, к которой она успела приучить своих читателей. Хотелось бы пожелать этой книге удачных продаж, благодарных читателей. И – второго издания, в которое Анна могла бы внести некоторые изменения, придать ей больше художественности.

А.В. Воронцов: Как вы считаете, какой бы ход мог помочь автору?

Н.А. Кромина: Думаю, что это решать Зориной. Я же хорошо помню, как в романе А. Хейли (роман, во многом связанный с технической тематикой) драматический накал, сюжет держат читателя в большом напряжении. К сожалению, повести Анны Зориной этого явно не достаёт.

А.В. Воронцов: Да, действительно это так. И в книге Анны Зориной мне видится возможность расширения горизонта, создания на основе этой повести романа. Например, ввести проблему электрозаправок: показать автопробег, путешествие на «Тесле» по стране в их поисках. Это дало бы возможность противопоставить мир энтузиастов и мир реальности. Можно столкнуть героев с конкурентами – адептами бензиновых двигателей.

М.М. Попов: Да, ещё интересно было бы показать борьбу прогресса и ретроградов. И, конечно, ввести любовную линию. Очень много неиспользованных возможностей. Но сделано то, что задумано и сделано хорошо. Остальное – наши пожелания.

Реплики  с мест:

Татьяна Рыбалова, выпускница ВЛК: Мне кажется,  что в этой книге было бы интересно показать борьбу с коррупцией.

Антонина Спиридонова, выпускница ВЛК: Хотелось бы, чтобы главный герой был патриотом.

Е.А. Яблонская, выпускница ВЛК, аспирант Литинститута, член Союза писателей России, староста ЛИТО “Точки”: Мне хотелось бы сказать о творчестве Екатерины Осорриной в целом. Безусловно, автор достойный и интересный. Её рассказ “Чувство поезда” - единственный рассказ из участников нашего ЛИТО, который прошёл в лонг-лист Волошинского конкурса по номинации малая проза. В этом рассказе – интересная завязка, сюжет, стилистика.

Что касается моих советов Анне Зориной. Полагаю, что интересно было бы добавить в сюжет её книги фантастический элемент. В жанре фантастике она умеет работать.  Один её фантастический рассказ был опубликован в журнале “Искатель”, другой – в сборнике “Точки”.

Анатолий Лукьянов, слушатель Курсов литературного мастерства при ВЛК, остановился на том, что ему, как технарю, была наиболее интересна техническая составляющая книги “Прощай, бензин!”  Кроме этого книга является грамотным руководством по ведению бизнеса. Интересны персонажи, хороши описания. Но показалось, что в книге мало конфликтов. Расширить её, довести до романа я посоветовал бы, используя фантастические приёмы.

Что касается рассказов, то больше других понравился “ Чувство поезда”.

Андрей Лисьев, слушатель Курсов литмастерства при ВЛК, в своём выступлении подчеркнул, что прочитал все предложенные к обсуждению тексты Екатерины Осориной.  Он сказал, что наибольшее наслаждение получил от рассказа “Пятилистник сирени”. Это настоящая литература. Прекрасные детали, образы, характеры. В этом рассказе Анна показала себя как талантливый мастер, умеющий создавать миры. Понравился и рассказ “Чувство поезда”. Смятение в стране и в жизни героя тесно переплетены. Это удачно показано. Хорош и открытый конец рассказа.

Не понравился рассказ “Мастер сфер”. Мне показался он вторичным. Подобное читал у Стругацких. Рассказ “После любви” показался недостаточно эстетически красивым.

“Прошай, бензин!” – интересная утопия, отпочковавшаяся от действительности. Хороши портреты современников. Удачная повесть.

В ходе обсуждения Екатерина Осорина, она же Анна Зорина, отвечала на различные вопросы аудитории: о том, как создавалась книга, существует ли «Тесла» на самом деле и др. В качестве ответа на последний вопрос автор предложила собравшимся выйти на улицу, где их ждал электромобиль представительского класса «Тесла».

Так состоялось знакомство участников вечера с одним из героев повести «Прощай, бензин!».

По итогам заседания ЛИТО «Точки» было решено рекомендовать Екатерину Осорину в члены Союза писателей России.