Павел Басинский: «Перемены в обществе должны проходить естественно»

Басинский Павел Валерьевич
мая 24 2018
24 мая 2018 года руководитель творческого семинара в Литинституте, известный писатель и литературовед Павел Басинский встретился с читателями в Таллине. В эксклюзивном интервью Sputnik Эстония писатель рассказал об особенностях русского характера, о причинах недоверия в русском обществе к демократии и своем взгляде на значение литературы в системе образования.

Российский писатель и литературовед Павел Басинский хорошо известен среди любителей серьезной литературы. По словам писателя, он глубоко изучает биографии "больших русских классических писателей", но не только событийный уровень.

 

В первую очередь Басинского интересует глубина человеческой натуры классиков — Льва Толстого, Максима Горького и других. Ведь именно человеческая фигура, личность каждого из них привели к столь богатому самовыражению, которое вылилось в создание ими бессмертных и любимых во всем мире произведений.

 

Павел Басинский приехал в Таллинн на традиционную встречу с таллиннцами в клубе "Импрессум", которая пройдет 25 мая, а накануне публичной встречи писатель встретился с корреспондентом Sputnik Эстония.

Русские никогда не были рабами по своей природе

Павел Валерьевич, в 2012 году в журнале "Октябрь" была опубликована ваша заметка "Мой маленький русский бунт", в которой вы развенчали заблуждение о рабской природе русского характера и привели своим мыслям доказательства из классической литературы. Вы по-прежнему так считаете?

— Я пишу биографии больших русских писателей Толстого и Горького, которых заподозрить в каком-то рабстве очень трудно. Когда вообще говорят о понятии русского рабства, имеют в виду то же самое явление, что и в Европе. Только в Европе оно было привозное, а у нас оно было свое. На протяжении всей истории русские расширяли свою территорию, и людей с новых земель воспринимали не как чужих, а как своих. В этом большое отличие русских. У раба всегда подавленная психология, а Россия настолько стремительно развивалась на восток и на запад, вела такие мощные войны и в разные периоды истории становилась ведущей державой, что вряд ли все это было бы возможно, если бы в национальной психологии русских коренилось рабство как природная черта.

Есть метафизическая точка зрения, что русский человек чувствует себя рабом божьим, некое рабство перед Богом. В этом плане Толстой с его любимой метафорой, что Бог – это хозяин, а мы — работники хозяина, безусловно, испытывал некую зависть к крестьянам с их покорностью, умением бедно жить, не бунтовать, спокойно умирать, работать на земле.

Но говорить о рабстве русских как черте характера – это глупость. Страна со сравнительно небольшим населением освоила самую большую территорию в мире и создала мощное государство. Идеологии в стране тоже не на пустом месте возникают, а опираются на сознание масс.

— Вы преподаете в Литературном институте. Современная система образования в России после ее реформирования по образцу западной системы может похвастаться успехами? К вам приходят выпускники школ, и можно сравнить, какой базой знаний абитуриенты обладали несколько десятков лет назад и какие они сейчас.

— Сейчас значительно хуже. Я знаю, что есть слой элитарных детей, которые закончили какие-то супергимназии или школы при крупных вузах. Они идут в науку, уезжают за границу и там доучиваются. А основная масса настолько безграмотна, что волосы встают дыбом. Количество ошибок чудовищно. Степень грамотности падает ужасно, читают мало. Советская школа давала абсолютно правильный набор классиков, который мы обязаны были читать. Может, кому-то не хотелось читать, но это было обязательно. И этот фундамент литературных имен закладывался и запоминался.

Сегодня с образованием беда. Кто-то полагает, что дети стали более эрудированными — они цитируют Лотмана, например. Но я считаю, что они могут кого угодно цитировать, потому что это легко – достаточно найти информацию в поисковике в интернете.

— Но найти информацию еще не означает уметь мыслить и использовать знания на стыке разных наук. Эрудиция не значит ум, разве не так?

— Это не умение мыслить – это нахватанность информации. Как ни печально это звучит, но настоящее знание должно быть труднодоступным. То знание, которое добывается с каким-то трудом, лучше усваивается. А если находишь просто информацию, это еще не знание. Хотя сейчас так пишутся даже диссертации – сноски на источники в интернете.

Это уже не система образования. Это просто цифровая революция. Система ЕГЭ хороша тем, что вроде бы дает всем одинаковые возможности поступить в любой вуз. Но на ЕГЭ детей начинают натаскивать, уча автоматом отвечать на тестовые вопросы — это не глубокие знания, даже не зубрежка, а методика ответа на тестовые вопросы так, чтобы обмануть компьютер.

— Дети меньше читают, возможно, потому, что классики русской литературы современным детям скучны для чтения, сюжеты не интересны, не хватает экшн?

— Все зависит от учителя. Невозможно требовать, чтобы во всех школах были талантливые учителя по литературе., а именно такой учитель заставит детей полюбить чтение. Может, он не будет заставлять детей читать "Войну и мир" до конца, но он так расскажет об этой эпопее и о Толстом, что они обязательно заинтересуются. Определенные коды надо закладывать в детстве. В голове русского человека, мне кажется, должны быть понятия, кто такой Пьер Безухов и Печорин, кто такая Наташа Ростова и Анна Каренина, кто такой Обломов и Рудин. Это может объяснить только учитель.

Читать полностью...