Театр, помогающий детям: интервью с режиссером Натальей Поповой

Дек 28 2018
Продолжаем публикацию лучших учебных работ, выполненным студентами третьего курса Литинститута в рамках "Теория драмы" под руководством д.ф.н. Лидии Николаевны Дмитриевской. Об инклюзивном театре с режиссером Натальей Поповой беседуют Настасья Сысоева и Татьяна Филиппова.

Интервью с Натальей Поповой, художественным руководителем и режиссером Интегрированной театральной студии «Круг», председателем оргкомитета Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр», клиническим психологом, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Для справки: первые инклюзивные театры в России были образованы в Москве. Один из них – ИТС «Круг» – получил широкую известность на зарубежных фестивалях. Сегодня в его спектаклях задействованы 200 актеров, их возраст – от четырех до сорока лет.

Как распускаются цветы после дождя:
театр, помогающий детям

Опыт работы Интегрированной театральной студии «Круг»

Наталья Тимофеевна, расскажите, пожалуйста, о вашей театральной студии, с чего начиналось её становление?

Н.П.: У одного моего родственника были проблемы со здоровьем. Видела, как тяжело ему адаптироваться в обществе, развить творческие навыки, заняться каким-то интересным делом, которое станет отдушиной и подарит бесценное сокровище наших дней – живое общение. Поэтому тридцать лет тому назад я сплотила вокруг себя коллектив единомышленников. Постепенно начали проводить занятия по реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Удалось реализовать около тридцати пяти интереснейших проектов: проводили творческие мастерские, разработали комплекс образовательных программ «Особая школа». Позже ремесленные творческие мастерские стали проходить по нескольким направлениям, появилось отдельное подразделение социально-творческой реабилитации – «Круг», целью которого было научить определенным навыкам и умениям. Мы создали целый комплекс ремесленных студий, включающий в себя керамику и войлоковаляние, лозоплетение, ткачество, швейное и столярное дело, артмастерскую и мастерскую театрального костюма.

Знания основных предметов школьной программы даются в театральной студии или региональной общественной организации социально-творческой реабилитации Круг  посредством игры – это самый близкий путь для усвоения информации, взаимопонимания учителя и ученика, а также – своеобразное театральное действие, через которое ребенок постигает мир, понимает свои возможности в нём, развивается. Работа с детьми во всех её аспектах у нас напрямую связана с творчеством, общением. Это очень важно не только для ребенка, но и для его родственников: бабушки и дедушки, мамы и папы имеют возможность пообщаться с такими же семьями, получить человеческую поддержку, профессиональные рекомендации наших психологов. Лишь постепенно близкие учатся принимать ребенка таким, каков он есть.

Как давно существует Интегрированная театральная студия «Круг»?

Н.П.: Около 18 лет. При ее становлении мы отошли от концепции образовательной деятельности. Ребята профессионально занимаются театром. Они – настоящие актеры, часто репетируют, играют спектакли, ездят на гастроли и сборы.

Сколько человек числится в постоянном составе? Каков их возраст?

Н.П.: Сорок человек – костяк дружного коллектива, а всего в театре имеется около двухсот актеров. Никакого возрастного ограничения у нас нет, к нам приходят как совсем юные, четырехлетние дети, так и взрослые. Помимо них большую поддержку получаем от ассистентов, тех, кто приходит сюда из любви к театральному искусству. Они помогают особенным деткам справляться с различными трудностями, возникающими при постановке спектакля. Парадоксально, но такой крепкий тандем приводит к обоюдному взаимовыгодному сотрудничеству, поскольку ассистенты становятся более восприимчивыми к чужой беде, у них развивается  чуткость, эмпатия. Словом, первоначально каждый преодолевает свои собственные трудности, комплексы, а лишь потом учится работать в команде. Поэтому отличительная черта наших постановок – правдивость и тонко раскрытая актуальная тема дня.

Как меняется жизнь артистов, когда они начинают заниматься в вашем театре?

Н.П.: Больше всего такие люди страдают от своих собственных комплексов, искусственных барьеров, которые сами же и построили, осознавая свою «непохожесть» и переживая из-за нее. Поэтому в театре каждый новичок вначале работает над собой, а потом учится работать в коллективе на общий результат. Приведу в пример такой случай. Девочка Аня родилась с ДЦП, заботливая мама привезла ее в нашу студию, когда ей было семнадцать лет. Заметили, как она постепенно раскрывается, как цветок после дождя, очень настороженно, медленно, но все же поднимается к солнцу, перестает «кормить» свои страхи и комплексы. Поначалу девушка держалась отстраненно, на контакт шла неохотно, замыкалась в себе, но через какое-то время, участвуя в репетициях, играя роли, вдруг преобразилась: раскрепостилась, стала более открытой, уверенной в себе. Проблема со здоровьем «испугалась» такого преображения, у Ани улучшилась координация движений. Юная артистка теперь сама приезжает в студию без сопровождающих и даже поступила на обучение в творческий вуз.

Наталья Тимофеевна, расскажите о репертуаре вашего театра.

Н.П.: Стараемся охватить как можно больше жанров, экспериментируем. У нас есть пластические спектакли-импровизации: «СЛЭШ», «История об очень симпатичных…». Переосмыслили мультипликационный сериал «Легенду о Коре», поставили спектакль по сказкам Пушкина. Сейчас активно работаем над новой постановкой – романом «Евгений Онегин». Главный герой произведения относился к обществу с пренебрежением, старался из него выделиться, ему крайне не хватало человека, который бы связал его с социумом, научил общаться. Мы хотим посмотреть, что произойдет, если по роману красной нитью пройдет повествование про инклюзию. Зрителю для восприятия особого театра важно ощущать героев не рационально, а включить эмпатию на полную мощность, чтобы постараться прочувствовать состояния героев, которые передают наши артисты. К классике мы относимся очень бережно, не перевираем сюжет, но стараемся посмотреть на историю под другим углом – в этом наш принцип работы с литературным произведением.

К сожалению, не все могут привести своих детей на занятия, расскажите, что нужно для организации домашнего театра, чтобы родители самостоятельно смогли помочь своим детям? Какие произведения выбрать для постановки?

Н.П.: Ребенку важно брать с кого-то пример, пусть даже неосознанно. Лучше выбирать для постановки хорошо знакомую сказку, так как это приведет к возникновению ассоциативных связей. Родители могут предложить ребенку разыгрывать не всю сказку, а самый яркий, понравившийся ему фрагмент, применяя домашние декорации или костюмы, создание которых тоже является развивающей тактильной работой.

Малыш может в какой-то степени отождествлять свой опыт с переживаниями персонажей, симпатизировать кому-то из них, а к кому-то относится с явной антипатией. Не мешайте ребенку в этом случае проявлять свои эмоции. В то же время, не бойтесь задавать ему вопросы – почему он видит этого персонажа именно таким. Научите его комментировать то, что он делает. Это поможет юному артисту не только концентрироваться на творческом процессе, но и воспитать в нем «внутреннего зрителя», способного не просто делать что-то на импровизированной сцене, а понимать сам процесс.

Работа над постановкой поможет ребенку увеличить словарный запас, развить речь. Творчество, воображение, фантазия для данной категории детей практически единственная возможность войти в мир культуры, социум. Иными словами, домашний театр должен сочетать в себе элементы раннего театра: юный актер имеет право на импровизацию, доработку одного и того же сюжета собственным воображением. Родителям важно уметь видеть успехи ребенка и тактично помогать ему.

Благодаря домашнему театру ребенок с ОВЗ сможет управлять своими эмоциями, глубже осознавать чувства окружающих за счет возможности примерить «маски» тех или иных персонажей.

Главное – захотеть организовать домашний театр и у вас все получится.

Спасибо большое за интервью. Желаем вам удачи в вашей профессиональной деятельности.

Апрель 2018