Календарь античной мифологии: март, «Эроты»

Гвоздева Татьяна Борисовна
Мар 21 2023
Третий выпуск нашей рубрики «Календарь античной мифологии. Год Зайца» посвящен Эротам.
Пьеро ди Козимо. Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Государственные музеи, Берлин

Павсаний. Описание Эллады. IX. 27. 2.

«Эрота большинство людей считает самым юным из богов и полагает, что он сын Афродиты. Но Олен из Ликии, написавший для эллинов самые древние гимны, этот Олен в своем гимне, посвященном Илитии, говорит, что матерью Эрота была Илития».

Пер. С.П. Кондратьева

Ламберт Сустри. Венера и Купидон (1554)

Ламберт Сустри. Венера и Купидон (1554)

Павсаний. Описание Эллады. IX. 27. 2.

«После Олена были поэты Памф и Орфей: у того и у другого есть гимны, написанные в честь Эрота, чтобы Ликомиды пели и их во время священных таинств. Я их читал, когда мне пришлось беседовать с дадухом (факелоносцем). Но подробнее об этом я говорить не стану. Гесиод же или тот, кто под именем Гесиода составил “Теогонию”, я знаю, написал, что вначале был Хаос, а затем явились Гея, Тартар и Эрот».

Пер. С.П. Кондратьева

Издание «Теогонии» Гесиода, с иллюстрациями Гюстава Моро

Издание «Теогонии» Гесиода, с иллюстрациями Гюстава Моро

Павсаний. Описание Эллады. IX. 27. 2.

«Сапфо с Лесбоса написала много гимнов в честь Эрота; но как она в них говорит об Эроте, противоречит один гимн другому».

Пер. С.П. Кондратьева

А. Кауфман. Сафо и Амур. 1800

А. Кауфман. Сафо и Амур. 1800

Павсаний. Описание Эллады. IX. 27. 3.

«Впоследствии для феспийцев изваял из меди Эрота Лисипп».

Пер. С.П. Кондратьева

Эрот, натягивающий лук. Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу 2-й пол. IV в. до н. э. скульптора Лисиппа

Эрот, натягивающий лук. Римская работа II в. н. э. по греческому оригиналу 2-й пол. IV в. до н. э. скульптора Лисиппа

Павсаний. Описание Эллады. IX. 27. 3.

«А перед тем статую Эрота создал из пентеликонского мрамора Пракситель».

Пер. С.П. Кондратьева

Эрот, тип Ченточелле. Римская копия 2-й пол. II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Праксителя

Эрот, тип Ченточелле. Римская копия 2-й пол. II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Праксителя

Павсаний. Описание Эллады. IX. 27. 3.

«Что касается истории с Фриной и той хитрости, которую эта женщина употребила по отношению к Праксителю, то об этом я рассказывал в другом месте».

Пер. С.П. Кондратьева

Персиваль Болл. Фрина перед Праксителем. (1900)

Персиваль Болл. Фрина перед Праксителем (1900)

Павсаний. Описание Эллады. I. 20. 1-2.

«Рассказывают, что как-то Фрина просила у него (подарить ей) самое лучшее из его произведений; он согласился, будучи ее любовником, подарить ей, но не захотел сказать какое произведение он считает самым прекрасным. И вот раб Фрины, вбежав, говорит Праксителю, что большая часть его произведений погибает, так как огонь охватил его жилище, но не все еще уничтожены. Пракситель тотчас же бросился к дверям, выходящим наружу, говоря, что от его трудов не останется ничего, если пламя действительно охватило его Сатира и его Эрота. Тогда Фрина велела ему успокоиться и остаться у нее; с ним не случилось ничего ужасного, но она устроила хитрость, чтобы он сознался, какое из его творений самое прекрасное. Таким образом Фрина выбрала себе Эрота».

Пер. С.П. Кондратьева

А. Кауфман. Пракситель отдает Фрине свою статую Эрота (1794)

А. Кауфман. Пракситель отдает Фрине свою статую Эрота (1794)

Анакреонт. Фр. 5

«Бросил шар свой пурпуровый
Златовласый Эрот в меня
И зовет позабавиться
С девой пестрообутой».

Пер. В. Вересаева

Эроты верхом на птицах. Греко-римская мозаика из Утики, Национальный музей Бардо

Эроты верхом на птицах. Греко-римская мозаика из Утики, Национальный музей Бардо

Павсаний. Описание Эллады. I. 63. 6.

«За храмом Диониса - храм Афродиты; статуя Афродиты сделана из слоновой кости, а сама она носит прозвище Праксис (Выполнение). Это - древнейшая статуя в храме. Статуи богини Пейто (Убеждения) и другой, которую они называют Парегорон (Уговаривание) - работы Праксителя; работы же Скопаса - статуи Эрота (Любви), Гимероса (Страсти) и Потоса (Желания), если различны и их функции, так же как различны и их имена».

Пер. С.П. Кондратьева

Эрос, Химерос, Потос. Ок. 480-470 гг. до н.э. Собрание музея Британский музей, Лондон

Эрос, Химерос, Потос. Ок. 480-470 гг. до н.э. Собрание музея Британский музей, Лондон

Филострат. Картины. Эроты. 5.

«Пусть не ускользнет от нас и вот этот заяц; давай поохотимся за ним вместе с эротами. Обычно этот зверек сидит под яблонями и поедает упавшие на землю яблоки; обгрызши, он их бросает. И вот его-то эроты пугают и гонят: один хлопает в ладоши, другой криком пугает, а третий машет накидкой; иные с криком летают над ним, а те по следам пешком его гонят. Этот поднялся на воздух, как будто бы сверху хотел он на него наброситься, но заяц повернул в другую сторону; другой нацелился, чтобы схватить зайца за ногу, но выскользнул заяц из рук у него, а он уже думал, что держит его! Они все смеются; один из них упал и лежит на боку, другой уткнулся носом в землю, третий лежит на спине; все они в таких позах, в какие поставила их неудача. Но ни один из них не стреляет, пытаясь схватить зайца живым, как лучшую жертву для Афродиты…»

Пер. С.П. Кондратьева

Пьеро ди Козимо. Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Государственные музеи, Берлин

Пьеро ди Козимо. Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Государственные музеи, Берлин


Дизайн календаря – Мария Левина

Идея и организация проекта – Гвоздева Татьяна Борисовна

Календарь: Пьеро ди Козимо. Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Скачать календарь...

Предыдущий выпуск >>>