Календарь античной мифологии: ноябрь, «Афродита и Эроты»

Гвоздева Татьяна Борисовна
Ноя 15 2023
Одиннадцатый выпуск нашей рубрики «Календарь античной мифологии. Год Зайца» посвящен Афродите и Эротам.
Наказанный Амур. Ок. 25 г. до н. э. Неаполь. Национальная галерея Каподимонте

Филострат Старший. Картины. 6. Эроты. 6-7.

(1) Смотри! Яблоки здесь собирают эроты. Не удивляйся, если видишь их много. Они – дети нимф и управляют всеми делами людей; потому-то их много, что много ведь и того, к чему чувствуют люди любовь, а для богов на небе, говорят, совершает то же небесный Эрот. Разве ты не заметил, как сладко благоухает весь этот сад? Или этого ты еще не почувствовал? Внимательно ж слушай: вместе с моим рассказом уж наверно тебя потянет и на яблоки.

Саркофаг с крылатыми Викториями и эротами-охотниками. 260-280 гг. н.э. Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи

Саркофаг с крылатыми Викториями и эротами-охотниками. 260-280 гг. н.э. Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи

(2) Ряды этих деревьев идут все прямо, между ними можно свободно ходить; проходы эти покрыты мягкой травою; если лечь на нее, она будет казаться мягким ковром. На концах же веток висят яблоки – и золотистые, и румяные, и те, что как солнечный свет отливают; они привлекают к себе целым роем Эротов, налетевших, чтоб их собирать. Золотыми гвоздями украшены колчаны у этих эротов, золотые в них также и стрелы, но вся их толпа, снявши колчаны и легко порхая, поразвесила их кругом по всем яблоням, одежды ж свои, разноцветные, пестрые, разостлала по траве, и отливают они у них тысячью разных цветов. Головы их не увенчаны венками: им достаточно собственных волос. Крылья их темно-синие или пурпурные, а у некоторых почти совсем золотые; бьют они ими по воздуху, будто бы нежная музыка. Ах, какие корзиночки, куда они складывают яблоки! Как много в них вделано сердоликов, смарагдов и настоящих жемчужин, а их работа должна навести нас на мысль об искусстве Гефеста. Для сбора плодов им вовсе не нужно ставить лестниц к деревьям: высоко взлетают они к самым яблокам.

Эроты верхом на птицах, Национальный музей Бардо

Эроты верхом на птицах, Национальный музей Бардо

(3) Но не будем говорить о тех, что танцуют или повсюду бегают, или о тех, что заснувши лежат, или кто наслаждается, поедая зрелые яблоки. Посмотрим, что значит вот эта их группа? Обрати внимание! Четверо самых красивых эротов отошли от других в сторону; двое из них бросают друг в друга яблоками, а вторая их пара – один стреляет в другого из лука, а тот в свою очередь пускает стрелы в первого; и на лицах у них нет ни тени угрозы; напротив, открытую грудь они подставляют друг другу, как будто желая, чтоб именно туда вонзились стрелы. Прекрасный тут кроется смысл. Смотри, правильно ль я понимаю художника: это, мальчик, картина дружбы, влеченья друг к другу. Те что играют, кидаясь яблоками, означают начало любви; вот почему один поцелует и яблоко бросит, другой же подхватит его, открывши ладони, конечно затем, чтоб, если поймает, самому с поцелуем его бросить обратно. А та пара стрелков – они закрепляют любовь, успевшую в них зародиться. Так вот что хочу я сказать. Эти играют, чтоб тем положить начало любви, а эти стреляют, чтоб влечение их без конца продолжалось.

Косса Франческо дель (школа) Венера обнимает Купидона возле кузницы Вулкана. Ок. 1469-1470

Косса Франческо дель (школа) Венера обнимает Купидона возле кузницы Вулкана. Ок. 1469-1470

(4) А видишь ты тех, в кругу многочисленных зрителей? Они охвачены гневом и как будто готовы вступить в борьбу. Я тебе расскажу и об этой борьбе? кажется мне, ты об этом особенно просишь. Один из них поймал противника, налетев на него сзади; схватив его, он душит и крепко держит его между ног, но тот не хочет ему уступать, старается прямо стоять и пытается разжать руку, которая душит его, отогнувши один из пальцев врага; после этого остальные пальцы уже не могут держаться и крепко сжимать. Больно тому, у кого отгибается палец, и кусает он ухо у того, кто борется с ним. Но эроты, которые смотрят на эту борьбу, негодуют на этот прием, считая, что он поступает неверно тот, кто его применяет и нарушает законы борьбы, и, как камнями, хотят закидать его яблоками».

Перевод С. П. Кондратьева

Схватка Эрота и Пана. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия). IV в. н. э.

Схватка Эрота и Пана. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия). IV в. н. э.

Филострат Старший. Картины. 6. Эроты. 6-7.

«(6) Ты, может быть, знаешь, что рассказывают о зайце, как сильно он склонен к делам Афродиты? Говорят, что самка его, еще кормя тех, кого она родила, во время кормления вновь становится матерью, и ставши беременной раньше, чем успеет родить, она таким образом никогда не бывает от родов свободной; самец ж осеменяет ее, как это в природе самцов, но выпустив семя, он делает самку беременной раньше, чем она успеет родить, что уж совсем против природы. А глупцы из влюбленных, добиваясь любви от любимых незаконно, путем заговоров приписали этому зайцу какую-то особую силу любовных чар.

Монета киликилийского царя Нагида – Афродита на троне, под которым сидит заяц, символ плодородия

Монета киликилийского царя Нагида – Афродита на троне, под которым сидит заяц, символ плодородия

(7) Оставим все это людям беззаконным и недостойным того, чтобы их взаимно любили, а ты посмотри вместе со мною вот на ту Афродиту. Где она и какое ей дело до яблок? Ты видишь скалу с большою пещерой внизу, из которой ручей вытекает с голубою водой, свежей и для питья очень вкусной; канавками он проведен орошать эти яблони. В этой пещере, ты и должен так думать, находится Афродита; думаю, там ей воздвигли статую нимфы; ведь она сделала их матерями эротов, а потому и счастливыми в детях своих. Это зеркало из серебра, золоченые сандалии, пряжки из золота – все здесь повешено не без значения. Они говорят, что это все – дары Афродите, и это так и написано, – можно прочесть там: «От нимф посвященье». И эроты приносят сюда начатки от яблочных сборов и ставши кругом, молятся, чтоб сад их оставался прекрасным».

Перевод С. П. Кондратьева

Терракотовая статуэтка Афродиты (Южная Италия, 3-й век до н.э.) – на троне с зеркалом и цветком

Терракотовая статуэтка Афродиты (Южная Италия, 3-й век до н.э.) – на троне с зеркалом и цветком


Дизайн календаря – Мария Левина

В оформлении календаря использована картина «Наказанный Амур». Ок. 25 г. до н. э. Неаполь. Национальная галерея Каподимонте

Идея и организация проекта – Гвоздева Татьяна Борисовна

Амуры-ювелиры. Фреска IV стиля. 60—79 гг. Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев

Амуры-ювелиры. Фреска IV стиля. 60—79 гг. Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев

Календарь / Скачать календарь...

Предыдущий выпуск >>>